Охотник на оленейОХОТНИК НА ОЛЕНЕЙ
(«The Deer Hunter», США-Великобритания, 1978)
Режиссёр: Майкл Чимино.
В ролях: Роберт Де Ниро, Кристофер Уокен, Джон Сэвэдж, Джон Казале, Мэрил Стрип, Джордж Дзундза, Чак Эспегрен, Рутания Олда, Пьер Сегю, Ричард Касс, Ширли Столер.
Жанр: драма.

Майк (Де Ниро), Стивен (Сэвэдж) и Ник (Уокен) - трое друзей со славянскими корнями - живут простой жизнью в Пенсильвании: работают на сталелитейном заводе, охотятся на оленей, пьют пиво в местном баре, встречаются с девушками. Но всё меняется, когда они отправляются на войну во Вьетнаме… Их судьба разделяется на «до» и «после» войны, и ни один не вернётся с неё прежним…

Режиссёр фильма Майкл Чимино после учёбы на факультете архитектуры не работал по специальности, а занимался рекламой на Мэдисон-авеню и писал сценарии. Его сценарные опыты понравились Клинту Иствуду, и тот спродюсировал режиссёрский дебют Чимино «Громила и Скороход», а также сыграл в нём главную роль. После этого Майкл взялся за сценарий Луиса Гарфинкла и Куинна Редекера под названием «Человек, который пришёл играть» об игре в русскую рулетку на деньги в Лас-Вегасе. Сюжет было решено немного переделать: Чимино объяснил продюсерам, что азартная игра с револьвером - это метафора безумия Америки, отправляющей молодых мужчин на азиатскую войну. Так лас-вегасские картёжники превратились в пенсильванских пролетариев-новобранцев, а сюжет приобрел хемингуэевскую (и отчасти ремарковскую) интонацию. Новый сценарий Чимино и Дерик Уошбёрн писали 6 месяцев.

Главную роль Майка Вронски в фильме должен был исполнить Рой Шайдер. Актёр был утверждён киностудией, но выбыл из проекта по своим собственным соображениям. Студия была в ярости и заменила его Робертом Де Ниро. Позже Шайдер признался, что считает это своим самым обидным карьерным промахом. Кстати, роль Стивена изначально предназначалась для Брэда Дурифа, но в итоге в фильме сыграл Джон Сэвэдж.

Роберт Де Ниро и Джон Сэвэдж все трюки выполняли сами. Например, падение с десятиметровой высоты за 3 дня сняли 15 раз. В дубле, который вошёл в фильм, ассистенты потянули за верёвку и чуть не убили Сэвэджа с Де Ниро. Оба они кричат людям в вертолёте, чтоб те были осторожнее, и это видно в кадре.

Для Джона Казале, сыгравшего роль Стэнли, «Охотник на оленей» стал последним фильмом в его биографии. К началу съёмок он был уже неизлечимо болен раком и чувствовал сильную слабость. Каждый съёмочный день давался ему с трудом. По этой причине все сцены с его участием были сняты в первую очередь. Чимино знал о страшном диагнозе актёра, а студийные боссы - нет. Когда тайное стало явным, руководители картины стали рассматривать варианты замены актёра. Когда об этих намерениях узнала Мэрил Стрип, она заявила, что покинет съёмочную площадку вслед за Казале. Одним из аргументов в пользу отказа от услуг актёра стало увеличение страховых выплат за него. В результате, страховка Казале была полностью оплачена лично Робертом Де Ниро. Казале умер вскоре после завершения съёмок - 12 марта 1978 года. Он так и не увидел смонтированную картину.

Чак Эспегрен (Аксель) - не профессиональный актёр, а мастер сталелитейного завода в Пенсильвании. Его колоритная фигура так поразила Майкла Чимино, что он был приглашён в фильм без проб и утверждён на роль вторым из актёров после Де Ниро.

«Охотник на оленей» полностью снят на натуре. Ни одна из сцен не снималась в павильоне. Часть фильма, где главные герои попадают в плен к вьетконговцам, снималась в Таиланде, в провинции Канчанабури на реке Квай.

Сцена свадьбы Стива и Анджелы снималась в Соборе Святителя Феодосия Черниговского в Кливленде. Собор является старейшим православным храмом в штате Огайо. Церковь была освящена в 1896 году. На момент её основания большинство прихожан составляли русины, а на месте нынешнего храма стояло небольшое приходское строение. В 1911 году состоялась закладка каменного храма. Одним из жертвователей на его строительство стал российский император Николай II. После съёмок «Охотника на оленей» к собору пришла мировая известность. Сцена свадьбы снималась в течение 5 дней. В съёмках были задействованы настоящие священник и церковный хор, который исполнил более 50 песнопений. Перед съёмками режиссёр и продюсеры обратились с просьбой к русским эмигрантам, задействованным в массовке, подготовить и принести на съёмочную площадку «свадебные подарки». По задумке это позволило бы сэкономить средства и время на создание реквизита. Кроме того, директоры посчитали, что такие «подарки» будут выглядеть более естественно и аутентично для русской общины. По завершении съёмок кто-то из группы обратил внимание на то, что бутафорские коробки кажутся подозрительно тяжёлыми. Открывшие их к своему изумлению обнаружили, что внутри были упакованы самые настоящие свадебные подарки - от китайских безделушек до серебряных столовых приборов.

Самая известная и неоднозначная сцена фильма, в которой «вьетконговцы» заставляют играть военнопленных в русскую рулетку, была подвергнута критике, поскольку не было ни одного документального подтверждения, что подобные случаи действительно имели место во время Вьетнамской войны. Чимино утверждал, что у него были вырезки из сингапурских газет, которые подтверждали версию о том, что русская рулетка имела место во время войны (правда, он не указал конкретные статьи). Как считается, ряд смертей в США в 1980-е годы был вызван именно этой сценой игры в «русскую рулетку».

Премьера «Охотника на оленей» состоялась 8 декабря 1978 года - пять лет спустя после вывода американских войск из Вьетнама.

Во время показа фильма на Берлинском МКФ 1979 года делегация СССР выразила возмущение по поводу фильма, который, по их мнению, оскорбил вьетнамский народ во многих сценах, и демонстративно покинула кинозал. Её примеру последовали делегации ГДР, Польши, Болгарии, Венгрии, Кубы и ещё нескольких стран. Также два члена жюри подали в отставку в знак солидарности с социалистическими государствами. Впоследствии советская печать резко критиковала фильм за поднятую в нём тему русской эмиграции, а также за изображение вьетнамских партизан жестокими садистами.

В США актриса и левая активистка Джейн Фонда прямо называла фильм расистским из-за живописания в нём зверств Вьетконга. Правда, Фонда отказалась смотреть «Охотника» и до сих пор утверждает, что не видела его. Кроме того, картина Чимино была прямым конкурентом её собственного фильма о Вьетнаме - в тот же год вышло «Возвращение домой», придуманное Фондой и поставленное Хэлом Эшби, где политические акценты были расставлены в соответствии с прогрессивной повесткой. «Возвращение домой» весной 1979 года получило восемь номинаций на «Оскар» против девяти у «Охотника на оленей» и уступило Чимино главный приз. Награждение сопровождалось пикетами против фильма Чимино у павильона Дороти Чендлер, где проходила церемония.

Список наград «Охотника на оленей» весьма внушителен: «Золотой глобус» за режиссуру (плюс ещё 5 номинаций на премию, включая «Лучший фильм»), премии Британской академии за лучшую работу оператора и лучший монтаж (плюс ещё 7 номинаций на премию, включая «Лучший фильм»), пять премий «Оскар» за лучший фильм, режиссуру, лучшую мужскую роль второго плана (Кристофер Уокен), лучший звук и лучший монтаж (плюс ещё 4 номинации: «Лучшая мужская роль» (Роберт Де Ниро), «Лучшая женская роль второго плана» (Мэрил Стрип), «Лучший сценарий» и «Лучшая работа оператора»).

Бюджет «Охотника на оленей» в итоге вместо 7 миллионов долларов составил все 14, поскольку перфекционист Чимино снимал огромное количество материала. Впоследствии режиссёр отказывался сокращать картину на монтаже - так оказалось, что фильм длится три часа вместо двух. «Universal» с большим трудом согласилась выпустить в прокат режиссёрскую версию, но благодаря хорошей прессе и особенно «Оскарам» на фильме даже удалось заработать.

Кстати, на волне успеха «Охотника на оленей» Чимино принялся за следующий грандиозный проект - эпический вестерн «Врата рая». Но во второй раз его самоуверенность не сработала: в четыре раза превысив бюджет, «Врата рая» (1980) не собрали почти ничего и разорили студию «United Artists». Карьера режиссёра так и не восстановилась после этой катастрофы. Он снял ещё четыре картины («Год дракона», «Сицилиец», «Часы отчаяния», «Ловец солнца», плюс короткую новеллу «Перевод не требуется» из альманаха «У каждого своё кино»), но в общественном сознании так и остался автором одного фильма. Скончался Чимино 2 июля 2016 года на 78-м году жизни у себя дома в окружении близких.

В 1996 году фильм «Охотник на оленей» был включён в национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США.


ПРЕССА:

«Это не АНТИвоенный фильм, это не ПРОвоенный фильм. Это наиболее эмоциональная и потрясающая картина из когда-либо ранее снятых. …Игра в русскую рулетку становится связующим символом всего фильма: на какой результат ВЫ рассчитываете в этой игре?; ВЫ осознаёте её неожиданную, но предопределённую жестокость, её влияние на рассудок мужчины, втянутого в эту игру, - всё это относится и к войне в целом. Это блестящий символ этой истории, он делает дальнейшие рассуждения о войне ненужными» (кинокритик Роджер Эберт).

«Сложно спорить с тем, что «Охотник на оленей» стал определённой вехой - и не только в истории американского кинематографа. Майкл Чимино первым нарушил общественное табу, во весь голос заговорив о национальной трагедии, обнажив кровоточащую рану «вьетнамского синдрома». Самим композиционным построением фильм, по-своему преломляющий хемингуэевско-ремарковские традиции, совмещая три временных пласта, даёт понять, сколь тяжело - если вообще возможно - постичь глубину трагедии тех, кто вернулся (и не вернулся), людям, не покидавшим родную землю, где царит мир… Эпилог с печальным пением за столом гимна «Боже, благослови Америку», - эпилог, больше похожий на эпитафию, - никак не назовёшь «патетическим» (кинокритик Евгений Нефёдов).

«Охотник на оленей» - сильный фильм, и сила его нарастает на противопоставлении до- и послевоенной жизни. Вы либо эмоционально присоединяетесь и погружаетесь в эту историю, либо оказываетесь не в состоянии ощутить её чувства и просто не принимаете фильм. Я выбрал первое и остаюсь поклонником великого фильма» (кинокритик Билл Томпсон).

«Охотник на оленей» - в каком-то смысле вариация «Войны и мира». Видимо, эта отсылка началась с русской рулетки как главной метафоры всего сюжета. В продолжение темы режиссёр сделал главных героев русскими… Фамилия Вронский, которую носит герой Де Ниро, его общение с облаками в духе князя Болконского да и сама охота на оленей указывают на то, что без Толстого здесь не обошлось. Но эта романная культура произрастает у Чимино на американской почве, и ему мало равных во внимательности и любви к этой почве. Захолустный рабочий городок в предгорьях Аппалачей в его изображении совершенно достоверен благодаря тщательной работе над деталями, пусть и собранными на самом деле из шести разных городов в четырех разных штатах. И эта подробность создаёт убедительное ощущение чего-то родного, обжитого в противоположность опасной чужой земле, на которой солдаты зачем-то проливают кровь» (кинокритик Андрей Карташов).

«Были претензии, что «вьетконговцы» не заставляли играть пленных в русскую рулетку. Было сказано, что сцены Сайгона странны или нереальны. Было заявлено, что герои Де Ниро, Уокена и Сэвэджа слишком стары, чтобы быть призванными во Вьетнам. Три десятилетия спустя «воображение», похоже, успокоило эти терзания… и «Охотник на оленей» является одним из великих американских фильмов» (кинокритик Дэвид Томпсон).



Сегодня


МЁРТВЫЕ НЕ УМИРАЮТ11 - 24 июля



Скоро


ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ25 - 31 июля

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта