ЗаповедникЗАПОВЕДНИК
(Россия, 2018)
Режиссёр: Анна Матисон.
В ролях: Сергей Безруков, Евгения Крегжде, Анна Михалкова, Гоша Куценко, Александр Семчев, Мария Богданович, Ярослава Дегтярёва, Дмитрий Хрусталёв, Виктор Бычков, Софья Евстигнеева, Александр Тютин, Леонид Агутин, Полина Гагарина, Сергей Вершинин, Владимир Зомерфельд, Вадим Руденко.
Жанр: драма.

Константин (Безруков), считавшийся когда-то одним из лучших рок-гитаристов страны, сбегает от накопившихся проблем в заповедник «Михайловское». Он давно лишился всех способов заработка, почти отчаялся быть услышанным как автор песен и живёт по инерции, часто налегая на алкоголь. Жена и дочь собираются уезжать в Канаду, а в голове музыканта-неудачника бесконечно крутятся вопросы: что именно пошло не так? Как это исправить? Нужно ли вообще кому-то моё творчество? Возможно, у Константина и достаточно сил, чтобы попытаться всё изменить, но он сильно сомневается, что есть, ради чего и ради кого стараться. Тем не менее, Заповедник - на то и Заповедник, чтобы собраться с мыслями, разбить минное поле собственной жизни на участки и приняться за работу…

«Заповедник», изначально носивший название «Пушкин. Виски. Рок-н-ролл», снят по мотивам одноимённой повести Сергея Довлатова. Действие фильма перенесено в наше время, а главный герой - не писатель, а рок-музыкант. Кстати, такое «прочтение» «Заповедника» было поддержано наследниками Сергея Донатовича Довлатова.

Фильм поставила Анна Матисон (1983 г. р.). Ещё во время учёбы в Иркутском государственном университете она начала работать в местной телекомпании, прошла путь от внештатного корреспондента до главного продюсера. В 2008 году Матисон переехала в Москву и поступила на сценарный факультет ВГИКа, в мастерскую Натальи Рязанцевой, который окончила в 2013 году с красным дипломом. В 2008 году Анна как сценарист и режиссёр создала короткометражный фильм «Настроение улучшилось» на текст одноимённого произведения Евгения Гришковца. Гришковец заинтересовался фильмом и его создателями и предложил Анне Матисон сотрудничество, которое позже вылилось в создание полнометражного фильма «Сатисфакция» (2010, сценарный и режиссёрским дебют Матисон в полнометражном игровом кино). Гришковец выступил соавтором сценария и снялся в главной роли. Фильм вошёл в программы фестивалей «Кинотавр», «Меридианы Тихого», «Московская премьера», «Святая Анна», «Voices», а также вышел в широкий прокат. А сотрудничество с Гришковцом позже вылилось в создание документального сериала «Без сценария», ряда музыкальных клипов, пьес «Дом» и «Уик-энд», аудио-спектакля «Реки», детского музыкального фильма «Большие приключения маленького Сашки Крапивкина». Матисон – режиссёр многих документальных лент. В 2011 году на «Первом канале» был показан её полнометражный документальный фильм «Музыкант» о пианисте Денисе Мацуеве, сотрудничество с которым началось с создания короткометражного фильма «Репетиция оркестра» (2010). Фильм «Семь дней одного года» (2011) рассказывает о Михаиле Турецком и его вокальных коллективах - «Хоре Турецкого» и «Сопрано-10». В 2012-2013 годах были созданы три фильма о дирижёре Валерии Гергиеве и Мариинском театре, а также картина «Прокофьев: во время пути» (2013) о Московском Пасхальном Фестивале и о творчестве композитора Сергея Прокофьева. В 2014 году по заказу Мариинского театра Анной были сняты фильмы-оперы «Левша» (Родион Щедрин), «Семён Котко» (Сергей Прокофьев), «Троянцы» (Гектор Берлиоз). Матисон - автор сценариев к фильмам «Ёлки-2», «Ёлки-3», «Ёлки 1914», «Глазами собаки». 11 марта 2016 года Анна вышла замуж за актёра Сергея Безрукова. «Заповедник» - четвёртая совместная работа актёра Безрукова и сценариста-режиссёра Матисон после фильмов «Млечный путь» (2015), «После тебя» (2016, входил в конкурсную программу 29-го Токийского кинофестиваля) и короткометражки «Храни меня, мой талисман». Ещё «Заповедник» - это седьмая реализованная совместная сценарная работа Анны Матисон и Тимура Эзугбая (всего соавторы написали более 15 полнометражных сценариев, часть из которых на данный момент находится в производстве).

Главную роль в «Заповеднике» исполнил Сергей Безруков (1973 г. р.) - российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, продюсер, сценарист, Народный артист Российской Федерации (2008), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1997), художественный руководитель Московского Губернского драматического театра, солист и основатель рок-группы «Крёстный папа», снявшийся в фильмах «Вместо меня», «Пушкин. Последняя дуэль», «Ирония судьбы. Продолжение», «Каникулы строгого режима», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Мифы» и сериалах «Азазель», «Бригада», «Участок», «Есенин», «Мастер и Маргарита», «Адмиралъ», «Таинственная страсть», «Годунов». Безруков не только сыграл роль музыканта Кости в фильме «Заповедник», но также выступил в качестве продюсера картины. Деньги на съёмки этого проекта были собраны с помощью краудфандинга. Сергей обратился к своим зрителям за помощью и многие откликнулись.

Оператором фильма стал Сергей Трофимов, который снимал такие фильмы, как «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Монгол», «Ирония судьбы: Продолжение», «Чёрная молния», «Он – дракон», «Гоголь. Начало», «Последний богатырь», «Гоголь. Вий», «Гоголь. Страшная месть».

Кроме звёзд российского кино Сергея Безрукова, Анны Михалковой, Гоши Куценко и Александра Семчева в «Заповеднике снялись актриса из театра Вахтангова Евгения Крегжде, молодая актриса МХТ Софья Евстигнеева (внучка Евгения Александровича Евстигнеева), один из ведущих «Вечернего Урганта» Дмитрий Хрусталёв, юная участница шоу «Голос. Дети» Ярослава Дегтярёва, звёзды отечественной эстрады Полина Гагарина и Леонид Агутин (сыграли самих себя).

Снимать «Заповедник» начали летом 2017 года. Часть съёмок проходила в Пскове и Подмосковье, но основными «площадками» стали московский парк Кузьминки (там были построены декорации фестиваля «PUSHKINWORLD») и усадьбы Михайловское и Тригорское.

Фильм «Заповедник» участвовал в конкурсной программе фестиваля «Кинотавр» 2018 года.


АННА МАТИСОН:
«Заповедник» - это культовое произведение. Оно много больше, чем просто остроумное наблюдение за действительностью, в нём ясно и чётко выведен герой, переживающий внутренний кризис, и его попытки справиться с этим кризисом. В таких ситуациях были все, и мне хотелось сделать кино именно про это. Во взаимоотношениях с внешним миром в любых обстоятельствах надо найти в себе силы, чтобы понять, что же на самом деле важно для тебя».
«Сама идея обратиться к этому произведению возникла, когда мы оказались где-то без связи, но с книжкой Довлатова, и весь вечер провели, читая вслух. Вернее, я слушала, а Серёжа читал вслух. До этого мне казалось, что «Заповедник» нельзя перенести на экран, так как невозможно выдержать весь фильм на герое, который ни разу, ни на терцию не повышает голос, особо не смеется, ни разу не даёт никакой эмоции, всё переживает внутри, при этом остаётся и обаятельным, и остроумным. Серёжа прожил весь «Заповедник», оставшись в довлатовских рамках, в кадре на него хочется смотреть - смотреть, чтобы пытаться что-то понять и про свою жизнь».
«Мы изначально подходили с большим уважением к текстам Сергея Донатовича, и да, было страшно посылать сценарий, который написан по мотивам, а не является точной экранизацией. К тому же мы знали, что уже были отказы именно по поводу «Заповедника». Поэтому мы с огромной благодарностью восприняли ответ Катерины Довлатовой, в котором она написала, что им понравился наш подход. Это был счастливый момент. Никаких правок мы не вносили, наоборот, условие было, что мы не поменяем ничего по ходу».
«Наш фильм - не экранизация, а произведение, снятое «по мотивам», поэтому от нас не требовалось буквальное перенесение повести на экран… Не буду скрывать: сперва мы боялись сделать хоть шаг в сторону от первоисточника, и первые варианты сценария были, мягко говоря, не кинематографичны. В них изобиловал закадровый текст, и от нас потребовался не один месяц, чтобы осмелиться именно экранизировать этот закадровый текст. В фильме остался неизменным сюжет, герои и диалоги. Но во всём объёме повести мы сконцентрировались на внутреннем кризисе, «ощущении краха», тщательно прорабатывали любовную линию, тему вдохновения и непонимания… Эти вещи существуют вне времени и не являются «атрибутом эпохи», поэтому балансировать здесь нам и не требовалось».
«Любое морализаторство, по-моему, противоречит самому духу Довлатова. Он был писателем лёгким. В фильме мы стремились добиться этой лёгкости. Поэтому вывести «месседж», а это понятие, которое очень близко подходит к «морали сей басни» - это как-то не в характере произведения. Базовые ценности – быть верным себе и своему творчеству, меняться ради близких - всё это заложено в фильме, но нет уверенности, что их нужно рассматривать именно как «месседж».
«Юмор и Довлатов - два неотделимых друг от друга понятия. Разумеется, мы стремились максимально перенести их на экран. Реплики, которые многие знают просто наизусть, точно так же смешно звучат и сегодня. Почерк - это то, что в кино становится атмосферой. Вот над ней мы работали очень долго и тщательно. Я искренне надеюсь, что каким бы ни казалось диким перенесение Довлатова в современность, именно этот перенос и покажет, что ни юмор, ни интонация, ни проблемы героя - ничто не изменилось. Всё это работает сегодня точно так же, как и 40 лет назад, а значит и литература эта - живая и современная».
«Вымышленный писатель, чьи произведения не печатаются, на экране - это «вещь в себе». Зритель может только догадываться, насколько действительно хороши его книги. Музыкант подвержен рефлексии по поводу своей нереализованности и невостребованности не меньше, чем литератор. К тому же слово-мораторий «неформат» хорошо известно не только в музыкальной среде. Но творчество музыканта может быть визуализировано. Песни, в качестве саундтрека, естественно интегрируются в происходящее. И, добавив театральности и музыкальности в литературно-музейную атмосферу, мы стремились повысить градус «карнавальности» через фестиваль поэзии, ряженых, аттракционы. Получилось такое смешение жанров. Собственно, как и в «Заповеднике» Довлатова».
«Литературный герой, в отличие от киношного, как все знают, - писатель. И, когда он сомневается, надо ли кому-то то, что он пишет, возникает фраза о том, что небезосновательность этих притязаний готовы засвидетельствовать люди, чьему мнению ты доверяешь. А раз уж у нас гитарист, то люди, которым мы, как зрители, доверяем, - это Полина Гагарина и Леонид Агутин. То, что Лёня Агутин - это друг нашего никому не известного музыканта, говорит сразу о том, что он, как минимум, небесталанный. Кстати, не все знают, но Полина - профессиональная актриса, выпускница школы-студии МХАТ. У неё небольшая, но очень яркая роль, именно с её недовольного лица начинается вся картина».
«Действие по-прежнему разворачивается в пушкинском заповеднике, и Пушкин - своего рода ещё один незримый персонаж фильма. Разумеется, было большое желание добавить красок в музейную действительность, поэтому и был придуман проходящий в заповеднике фестиваль, при создании которого главным ориентиром была фраза писателя Александра Гениса о Михайловском как о русском Диснейленде… Наша группа была первой, кому позволили снимать художественное кино внутри Тригорского и Михайловского, и мы постарались оставить после себя хорошее впечатление, хотя, конечно, вы представляете, как пугает музейных работников караван из двадцати автомобилей и команда под семьдесят человек. В музеях мы сняли непосредственно экскурсии, привязки к Михайловскому, к Сороти. Но основной съёмочный блок проходил в Москве. На территории одного из столичных парков мы выбрали большую площадку, очень похожую на ту, где в Михайловском проводят праздники, выставляют огромные буквы «Пушкин» по типу надписи «Hollywood». Мы воссоздали эту надпись один в один и построили целый праздничный комплекс, представив себе, что в Пушкинских горах проходит международный фестиваль. Всё это позволило нам создать яркую, современную картинку, работающую на идею».
«Многих актёров мы видели сразу на определённые роли. Например, Галину с самого начала писали для Анны Михалковой. Очень хотелось, чтобы это была именно она, с её потрясающим обаянием, при этом очень точным отношением к слову. А вот Аврору мы увидели случайно: я пошла вместе с Сергеем посмотреть дипломный спектакль школы-студии МХАТ, увидела красивую и необычную девушку и нашла по программке, что её зовут Софья Евстигнеева. Главную героиню, Таню, мы искали очень долго. Приближалось время съёмок, а героини на главную роль всё не было. Эта роль сложная и складывается из сочетания факторов: актриса должна быть сильной - в фильме огромные монологи - и красивой - Довлатов всегда говорил, что любил только красивых женщин, да и знакомство с женой лейтмотивом проходит по нескольким его произведениям. Другой немаловажный фактор - возраст. Тане должно быть 30-33, причём зритель должен понимать, что ей именно столько лет, она не должна выглядеть на 25. Все бытовые проблемы, в которых Таня постоянно живёт, должны быть естественными для неё. В общем, сложно. И вдруг - Женя Крегжде! Потрясающая актриса из театра Вахтангова. Мы встретились буквально за столиком в кафе, чтобы познакомиться. И с первого сказанного слова стало очевидно, что мы нашли Таню… Если я правильно помню, то Сашу Семчева предложил Сергей, это тоже показалось очень точным попаданием сразу. А вот на роль Маркова мы долго не могли представить себе актёра: не визуализировался персонаж – и всё тут. Очень уж много вводных у этого ярчайшего героя, он появляется только в конце, но это появление готовится чуть ли не с самого начала: «Единственный порядочный человек - Марков». Гоша Куценко стал современным Марковым, крайне органично вписался в довлатовские тексты».

СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ:
«История создания фильма с самого начала сложилась совсем непросто. Буквально в первый съёмочный день встал вопрос: продолжить или прямо сейчас отменить всё? Было принято очень сложное и рискованное решение - вкладывать свои, занимать, брать кредиты, но снимать, идти вперёд. В данный момент финансовые трудности до конца так и не преодолены, но с помощью многих и многих людей мы закончили съёмки».
«Ретро мы любим, но иногда бывают истории, которые хочется увидеть именно из сегодняшнего дня. «Заповедник» как-то сразу воспринимался, не как, пусть любимый, но артефакт времени, а как история про меня, про вас, про нас всех. Все шутки остались те же, работают точно так же, тем более ровно так же воспринимаются все переживания героя… Мы не стремились сделать экранизацию, а решили, что работаем «по мотивам».
«Я не играл Сергея Донатовича Довлатова, мне не красили волосы в чёрный цвет, не подбирали массовку ниже меня ростом, чтобы я казался огромным. Читал, но намеренно не слушал его интервью, чтобы не «снимать» его интонацию. Я создавал совершенно отдельный образ. Что мне хотелось - так это, во-первых, передать ощущение жизни, из которой не знаешь, как выгрести, а, во-вторых, выстроить характер человека талантливого, склонного к рефлексии и самоиронии. Человека, который не может загнать своё творчество в рамки, выставляемые людьми, от которых зависит принятие решений».
«Как и многие мои ровесники, я вырос на русском роке. Лет с 12 фанател по группам «Аквариум», «Кино», «Алиса», «ДДТ», заслушивался музыкой группы «Queen». Сейчас большой поклонник группы «Muse». Недавно вспомнил, что в школе на выпускном вечере мы делали концерт «Встреча одноклассников 30 лет спустя», в котором мы, якобы уже повзрослевшие, делились друг с другом, кто кем стал. Кто-то стал врачом, водителем, артистом, военным и так далее. А я, как ни странно, мнил себя рок-музыкантом, который вернулся из мирового турне, спел свою песню, аккомпанируя себе на гитаре. Это было ещё до поступления в Школу-студию МХАТ. И вот, не прошло и 30 лет, как детские фантазии начали воплощаться. Уже став актёром, я пробовал петь в фильмах и спектаклях. Много лет в спектакле «Хулиган. Исповедь» я пою Есенина с живым оркестром, и одна из песен – «Соловушка» - написана мной как рок-композиция. Год назад в Губернском театре я выпустил музыкально-поэтический спектакль «Высоцкий. Рождение легенды», в финале которого есть большой рок-блок - чтобы подчеркнуть современное звучание Высоцкого, мы исполняем его песни в стиле рок, и большую часть песен пою я сам. Всё это вылилось в создание новых песен и своей группы «Крёстный папа»… Я знаком и с Юрой Шевчуком, и со Славой Бутусовым, и с Володей Шахриным… Я многих знаю, но никого конкретного не играл, Костя - полностью выдуманный герой… Все пытаются искать аналогии, сравнивать с кем-то из рокеров, а на самом деле это герой Довлатова, только не писатель Борис, а музыкант Костя. А кроме имён и рода занятий у них всё общее: творческая нереализованность уже десять лет, депрессия, проблемы в семье - жена уезжает в Канаду, и огромное желание начать всё сначала».
(Об Анне Матисон) «Она первой и увидела во мне рок-музыканта! Она подарила мне роль в «Заповеднике» - верила, что я могу такое сыграть. Увидела, как я пою и существую в песне на сцене, и сказала: «В тебе есть задатки! Ты абсолютный рок-музыкант по поведению, по голосу - это просто надо развивать». И я постепенно, шаг за шагом стал двигаться в этом направлении. Кстати, она подарила мне электрогитару, когда мы снимали «Заповедник», - я с ней как раз и работал… Пришлось немножко переучиваться. У меня классическая постановка рук, я ведь закончил музыкальную школу по классу гитары, но у меня шестиструнная гитара, а электрогитара - это ведь другое. Я впервые играл с помощью медиатора… Конечно, у меня был дублёр: чтобы стать электрогитаристом, надо ещё работать и работать. Но я учил все партитуры, чтобы и на среднем, и на крупном планах было похоже, что я играю сам».
«Заповедник» - это бренд. Старшее поколение тем более пойдёт именно на Довлатова. В этом смысле будем держать оборону, для старшего поколения это, конечно, будет испытанием - посмотреть современную версию».



Сегодня


ЧЕЛОВЕК-ПАУК: ЧЕРЕЗ ВСЕЛЕННЫЕ13 - 26 декабря



Скоро


ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА20 - 26 декабря

     

Оцените нашу работу














© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта