12.09.2009

ПРОСТО ДОЖДЬ, ПРОСТО ОСЕНЬ…

Сюжет «Прекрасной смоковницы» Кристофа Оноре хотя и классический (в основе фильма - французский роман XVII века «Принцесса Клевская» мадам де Лафайет, действие которого перенесено в наше время), но… пустоватый что ли. Так, по крайней мере, кажется на первых порах. Ученики, ученицы, учителя, клубок взаимопритяжений и расставаний, тайны, чужие письма, страдания… И всё это, при вполне вроде бы реалистической манере повествования, как-то слегка ненатурально. Потому что ничего другого, кроме «любит – не любит» здесь нет, остальная жизнь – за кадром. Потому что всё время музыка – печальная и красивая.  Потому что, несмотря на накал страстей, всё происходящее отличается какой-то плавностью, прохладностью, созерцательностью. Честное слово, местами начинает раздражать. Но к финалу раздражение сменяется пониманием.

Прекрасная смоковница-б

Кристоф Оноре снял действительно «другое кино» – очень редкое по нынешним временам. Оно и не коммерческое, и не остросоциальное, и не нагруженное глубокими символами и пронзительными метафорами. О чём?  О любви и нелюбви, вернее, о самом бурном участке этого половодья чувств, питающего затем целые реки, каждая из которых длинной в человеческую жизнь. Плавали – знаем, да все знают. Пройдись по гулким школьным этажам, здесь всюду призрачные следы былых болезненных, горячечных, безрассудных увлечений, когда всё остальное отходит на второй план, становится фоном. Зато главное дробится на преувеличенные детали, штрихи, полутона: посмотрел – счастье, что-то сказал – интрига, а из-за листка бумаги рушится жизнь. Тогда, лицом к лицу, – всё смертельно важно, а потом, на расстоянии (позиция зрителя в зале) – только ностальгия, легкая снисходительность и печаль.

Опасные игры мальчиков и девочек, у которых ещё отсутствует какой-либо противовес эгоизму, отсутствует всякий опыт «заземления» (преподаватель итальянского в этом смысле недалеко ушёл от своих учеников), - это короткий, безумный взлёт и – падение. Главная героиня «Прекрасной смоковницы», несмотря на свой юный возраст, знает: впереди тупик. Смерть матери или просто талант чувствовать рано сделали её взрослой. Она понимает, что надо бежать от конечности такого болезненного счастья. Зацепиться за что-то ненужное, но надёжное. Но беда в том, что надёжное – ненужное. Остаётся просто бежать. До тех пор, пока расстояние, опыт и судьба не избавят тебя от одержимости и не вернут тебе всю полноту жизненных красок. То ли к счастью, то ли к сожалению. Каждому своё…

При этом Оноре никого в своём фильме не судит. Его не интересуют изощренность сюжетных поворотов, идеология или моральные уроки. Для него имеет значение только атмосфера, настроения, ощущения – все эти отзвуки человеческих телодвижений. Камера проходится по улицам, прыгает по классу, застревает в кафе… Слова, слова, крупные планы, иногда паузы, чаще – музыкальные… День, вечер, дождь за окном кафе, в целом, кажется, осень…

Павел ТИМОШИНОВ



Сегодня


ЭМА: ТАНЕЦ СТРАСТИ21 - 26 февраля



Скоро


СВИСТУНЫ27 февраля - 4 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта