ГонзоГОНЗО: СТРАХ И НЕНАВИСТЬ ХАНТЕРА С. ТОМПСОНА
("Gonzo: The Life and Work of Dr. Hunter S. Thompson", США, 2008)
Режиссер: Алекс Гибни.
Жанр: документальный фильм.

Попытка разобраться в обстоятельствах жизни одной из самых противоречивых и важных фигур американской культуры 60-х и 70-х, знаменитого писателя, наркомана, провокатора и популяризатора гонзо-журналистики доктора Хантера С. Томпсона. В фильме описывается золотая эпоха Томпсона - с 1965 по 1975 годы, со всеми её главными вехами: двусмысленными отношениями с полубандитской байкерской группировкой "Ангелы Ада"; попыткой попасть на пост шерифа города Аспен в 1970-м; знаменитой историей поездки в Лас-Вегас и написания "Страха и ненависти", наверное, главной книги о закате 60-х и беспросветности поисков "американской мечты"; скандальным участием в президентской компании сенатора Джорджа Макговерна в 1972-м… Разобраться с томпсоновским мифом помогают его близкие и друзья, включая писателя Тома Вульфа и автора знаменитых гротескных иллюстраций к произведениям Томпсона художника Ральфа Стэдмана. А рассказывает историю доктора Томпсона его близкий друг - Джонни Депп, сыгравший альтер-эго писателя в "Страхе и ненависти в Лас-Вегасе" Терри Гиллиама.

СЕМЁН КВАША (Газета.ru):
"Если идти по пунктам биографии, получится так: молодой журналист Томпсон отправился работать в Пуэрто-Рико в заштатную англоязычную газетку. Очень много пил, дрался, увел девушку у друга, выгнал ее, газета развалилась, он уехал с острова и написал "Ромовый дневник" ("The Rum Diary") - короткий роман о работе в газете, по откровенности и убийственности характеристик сравнимый, пожалуй, лишь с "Тропиком Рака" Генри Миллера. Потом ему заказали серию репортажей про ужасную банду мотоциклистов-убийц, неуправляемых отвратительных хулиганов. Томпсон ездил с ними на байках, развлекался стрельбой в соседские стенки в четыре часа утра, участвовал в их попойках и ужасных фестивалях и подружился с ними. Потом, правда, "Ангелы aда" передумали (настроение у них менялось в любую секунду), избили прилипалу до полусмерти и выкинули из банды, и спустя немного времени читатели получили "Ангелов ада" - несколько сумбурную, ужасающе подробную и очень честную книгу о современных кочевниках-варварах. Потом Томпсона отправили в Лас-Вегас описывать какие-то дурацкие мотогонки (он вообще-то начинал как спортивный журналист, его специализацией были "очки, голы, секунды"). Он отправился туда с другом, парой пистолетов и целым багажником, забитым натуральными и синтетическими наркотиками, которые парочка принимала в разных комбинациях, страдая от галлюцинаций, сочиняя себе врагов и пытаясь от них отстреливаться… К получившейся книге "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" можно, конечно, применить слова "бэд трип" и "измена", а можно - "настоящее произведение искусства в лучших традициях великой американской литературы"… Позже Томпсон освещал несколько выборов (в свойственной себе манере - большой скандал вышел, когда классик журналистики вырубился как-то раз в туалете президентского самолета, уколовшись там героином), ездил с избирательными штабами и писал книги об этом. Этот ненавидящий коллег автор придумал гонзо-журналистику - это когда репортер бросает любые попытки показаться объективным и ставит себя в центр заметки, предварительно поставив себя в центр описываемых событий. В случае с Томпсоном это могло выглядеть так: обдолбанный и (или) пьяный лирический герой, с блеском и наглостью запудрив мозги пресс-службе и прочим холуям, берет шокирующее интервью у Картера, Никсона или Клинтона.
Но это только несведущему может показаться, что главное слово в этой истории - "обдолбанный". Томпсон был настоящим талантом, одним из лучших в профессии. В любом состоянии он охотился за эксклюзивом, разводил людей на откровенные разговоры, пробирался в запрещенные места - в общем, воплощал романтический миф о журналисте, благодаря которому сотни тысяч школьников во всем мире записываются каждый год на журфаки… Уже в последние годы, находясь в добровольном заключении и паля из окон по коллегам, пытавшимся взять у него интервью, Хантер Томпсон не переставал писать спортивные колонки… В последней своей колонке от 15 февраля он изобрел новый вид спорта: гольф с ружьями. В команде два человека, один бьет по мячу клюшкой, другой стреляет по улетающему спортивному снаряду из дробовика 12-го калибра. Перед смертью Томпсон в три часа ночи позвонил актеру Биллу Мюррею и предложил ему вложить деньги в строительство шестиэтажного комплекса в Токио, где одновременно сотни японцев могли бы играть в ружейный гольф. Это был последний текст великого писателя - предсмертной записки он не оставил".

Хантер С. Томпсон застрелился на своей "ферме" в штате Колорадо, которая была укрепленным бункером с небольшим складом оружия и где он жил последние тридцать семь лет. Его здоровье стремительно ухудшалось, ему грозил паралич, у него была депрессия, начавшаяся после перевыборов президента Джорджа Буша, республиканца и личного врага Томпсона. Хантеру С. Томпсону было 67 лет.

Вдова покойного вырыла мемориальный пруд, установила на его берегу предоставленную правительством надгробную плиту (Томпсон был ветераном военно-воздушных сил) с надписью-девизом автора "Ромового дневника", "Ангелов ада" и "Страха и ненависти в Лас-Вегасе": "Мне никогда не бывает достаточно дико".

Фильм "Гонзо: Страх и ненависть Хантера С. Томпсона" поставлен известным американским режиссёром Алексом Гибни, обладателем всех мыслимых наград в документальном кино - от статуэток "Оскара" и "Эмми" до "Yale Film Studies' Program Award" за вклад в мировую кинодокументалистику.

АЛЕКС ГИБНИ:
"Любой, кто собирается сделать фильм о Хантере Томпсоне, должен помнить два напутствия доброго доктора: "When the going gets weird, the weird turn pro" ("Когда ситуация становится странной, странные встают у руля") и "Buy the ticket take the ride" ("Покупаешь билет - и вперёд"). Почти три года назад, когда Рой Акерман, Грэйдон Картер, Джейсон Клиот и Джоана Виченте предложили мне заняться историей доктора Томпсона, я впал в наивный энтузиазм - как школьник, который впервые в жизни собирается съесть марку - но я и понятия не имел, что за билет я только что купил. Сейчас я прихромал на Сандэнс со смещенным межпозвоночным диском, больной печенью и пятнах в глазах, которые никак не исчезают. Мой давний соратник и режиссер монтажа, Элисон Эллвуд, сломала ногу, а ассистент по производству Александра Джонс только-только выздоравливает после гриппа - у неё была такая температура, что градусники трескались. Для смертных столкновение с духом Гонзо не проходит даром. Но мы все пережили специальные процедуры Доктора, и наслаждались каждой минутой. Мы перебрали миллионы аудиокассет, пленок, фотографий, рисунков и извели 600 кусков мыла Neutrogena. Мы говорили с Джимми Картером, Патом Бучананом, Джорджом Макговерном, Джимми Баффеттом, Томом Вулфом, Джанном Уэннером и многими другими. Мы путешествовали из Атланты в Вуди Крик, оттуда в Биг Сур и в графство Кент, Англия. Мы видели Аниту, вдову Томпсона, и Хуана, его сына. Мы гнались за Джонни Деппом по четырем континентам, восхищались редкими рисунками Ральфа Стэдмана, великого соратника Хантера, и проглотили сотни миллиграмов ибогаина, странного галлюциногена из Конго. Но самой приятной частью путешествия были тексты нашего героя - тысячи писем, заметок, книжек и даже неопубликованных рукописей. Да, это то, что мы вынесли из своих скитаний: понимание, почему мы все так небезразличны к Хантеру. Он был феноменальным писателем, смешным, как чёрт знает что, и при этом способным ухватить самую суть американского характера: неистощимый идеализм, смешанный с инстинктивным страхом и ненавистью. Я не могу сказать, что именно я сделал в этом фильме. Также впечатление, что это не я вёл проект, а что меня вёл - в пяти направлениях одновременно - дух многоглавого Хантера. Что я могу наверняка пообещать зрителям, так это полное погружение в атмосферу, в которой всё это время пребывал я со своей командой. На этот момент я пребываю в статусе странного достаточно долго, чтобы иметь возможность встать у руля. Теперь ваша очередь: покупайте билет - и вперёд".

СЕМЁН КВАША (film.ru):
"Томпсон придумал журналистику, в которой репортер - непосредственный участник событий, трикстер, провокатор и герой репортажа. Но при этом он был Доктором Гонзо, человеком, в совершенстве владеющим ремеслом: информаторы, источники, критика этих источников. Он занимался поисками истины и был бесстрашен, даже если эту истину приходилось доводить до абсурда. Его многочисленные последователи все поняли про абсурд, но как-то позабыли про источники, бесстрашие и истину. Ради этого, в общем, и кино стоит посмотреть".



Сегодня


ОДНОЙ ВОЛШЕБНОЙ НОЧЬЮ12 - 18 декабря



Скоро


РЕАЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ В НЬЮ-ЙОРКЕ19 - 25 декабря

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта